Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Методическая копилка

Методическая разработка

"Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"
Здоровьесберегающие технологии
 в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Десять золотых правил здоровьесбережения:

 
Проектно-исследовательский метод в деятельности ДОУ

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования.

Так что же такое метод проектов?

Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.                              
       
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды:

- кардиальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;

- наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и его выполнении;

- создание условий для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.

В ходе проектирования самым сложным для педагога является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если дети идут не в том направлении. Для ребенка же трудностями могут быть:

- постановка ведущих и текущих целей и задач;

- поиск пути их решения;

- осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

- аргументация выбора;

- сравнение полученного результата с предполагаемым;

- корректировка (при необходимости) результата;

- объективная оценка самой деятельности.

В свою очередь, смена образовательной парадигмы, переориентация профессионального мышления педагогов от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному) также даются нелегко. Поэтому педагог должен сначала сам овладеть алгоритмом проектирования. При этом достигаются две цели. Педагогический коллектив перестает быть пассивным участником преобразований, а кроме того, педагоги начинают внедрять метод проектов и в воспитательно-образовательную деятельность детей.

Какими же должны быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают:

- повышение личной уверенности каждого участника проектного обучения, его самореализацию и рефлексию через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле, через осознание себя, своих возможностей, а также личностный рост в процессе выполнения проектного задания;

- развитие осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

- развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез и др.)

Важно помнить, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (например, через рассказ или пояснение). В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время, интересам общего дела. Участие в проекте помогает приобрести уникальный опыт, который невозможно получить в других формах обучения.                  Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в который указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. 
     
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.

В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности :

- в команде нет лидеров;

- все члены команды равны;

- команды не соревнуются;

- все члены команды должны получать удовольствие от работы друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;

- каждый должен получать удовольствие от уверенности в себе;

- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

- не должно быть так называемых «спящих партнеров»;

- ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Следует отметить, что на сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике. Главное на этом пути – учитывать возрастные особенности маленьких детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в детский сад
      
Для стимулирования исследовательской активности младших дошкольников, педагоги детского сада проводят коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Игры позволяют освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Проектно – исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектно – исследовательская деятельностьобладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.Прежде всего, в ходе проектно – исследовательской деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектовКроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает выполнение оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектно – исследовательской деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. 
     
Проектно – исследовательская деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Большое влияние проектно – исследовательская деятельность оказывает и на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. Проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.                                                      Проектирование также ориентировано на уникальные отношения «ребенок -взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведет к соучастию постепенно: от наблюдения за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 
       
В ходе проектно – исследовательской деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителя и ребенка наполняется богатым содержанием.

Таким образом, чтобы дети овладели методом проектов, педагог должен:

- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,

- донести её до детей,

- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,

- заинтересовать каждого ребенка,

- использовать мотивационную и эмоциональную отзывчивость детей,

- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,

- использовать индивидуальный подход,

- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

- информировать о его реализации.

Проекты помогают:

- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её,

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать слушать,

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- развивают воображение, внимание, память, речь.

Литература.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Мозаика –Синтез, 2008. -112с.

2. Казакова Г. М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. – 104с.:ил.

3. Киселева Л. С, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, 4 – е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. -96с.

4. Смирнова Е. О. Ермолова Т. В. Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия 5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.



На общем родительском собрании, темой которого стало: "Воспитание современных детей", педагоги обсудили актуальные проблемы и выявили основные ошибки, которые допускает общество при воспитании современного поколения.

Памятка родителям о воспитании детей.

·         Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомниться в этом.
·         Принимайте ребенка таким, какой он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.
·         Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
·         Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои возможности.
·         Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место, больше общайтесь с ребенком, найдите общие увлечения. Не отказывайтесь от помощи детей, наоборот просите их о помощи, помните, они хотят быть полезными, быть нужными, не отбивайте у них это желание.
·         Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
·         Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
·         Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
·         Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
·         Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
·         Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.




  
Ежегодно сотрудничаем с Культурно-выставочным центром «Радуга» который знакомит детей с шедеврами мировой живописи, хранящимися в различных музеях мира. Созданные при помощи высокоточных цифровых технологий Издательского Дома «АГНИ» г. Самары репродукции с ряда шедевров объединены в тематические выставки, которые, обогащают духовный мир ребенка и вносят в него Красоту.

В ноябре 2015г. педагогический коллектив МДОУ "Детский сад №84" посетил Культурно-выставочный центр «Радуга» 
Экспозиция «Женские образы в живописи» 
 

 Консультация для родителей.

Как договориться с воспитателем.

      Хорошо, когда и родители и воспитатели довольны друг другом. Но такая идиллия

 – скорее исключение из правил.

                          Что не устраивает родителей:

- воспитатели мало занимаются с детьми;

- не создают условий для укрепления его здоровья;

- не могут найти подход к ребенку, 

- плохо следят за малышом (не вытерли нос,

не переодели мокрые штанишки);

- заставляют есть, или наоборот, не следят,

чтобы все съедал;

- не принимают мер в отношении агрессивных детей.

Претензии воспитателей:

- родители приводят в садик детей без элементарных навыков самообслуживания;

- неуважительно относятся к персоналу, могут отчитать воспитателя при ребенке;

- забывают оплатить посещение садика;

- забывают положить ребенку в шкафчик сменную одежду, при этом возмущаются, если ребенок ходит в испачканных колготках;

- слишком поздно забирают детей.

На пути к миру и согласию

    Впервые приводя ребенка в детский сад, расскажите о нем воспитателю как можно больше: чем увлекается, какие игры любит, отметьте особенности его развития и характера, а также какие продукты он отказывается есть. Обязательно поставьте в известность, если у ребенка есть проблемы со здоровьем.

    Сообщите педагогу, чему ваш ребенок еще не успел научиться (проситься на горшок, есть самостоятельно, застегивать пуговицы и т.д.)

   Вместо того, чтобы высказывать недовольство, почему ребенку не надели колготки под брюки, спокойно объясните, что у ребенка, к примеру, аденоидит, и ему требуется более теплая одежда.

    Не забывайте сами расспрашивать о том, как вел себя ваш ребенок, что ел, как спал. Воспитатель начнет внимательнее наблюдать за малышом в течение дня. Кроме того, он станет спокойнее относиться к вашим просьбам и замечаниям, ведь вы – не скандалист, а заботливый родитель.

   Ребенок надел обувь не на ту ногу, испачкал футболку во время обеда? Поверьте, это не повод для серьезных разбирательств. Дома еще раз покажите ребенку, как правильно надевать обувь, научите аккуратно есть. Наконец, выбирайте для садика одежду, которую не жаль испачкать.

    И запомните: если вы систематически «наезжаете» на воспитателя за ссадины на коленках вашего неугомонного чада – скорее всего, они будут просто сажать его рядом с собой, запрещая бегать и играть с другими детьми.

А если все-таки конфликт?..

- Вы считаете, что воспитатель некомпетентен, потому что часто жалуется на вашего непоседу? Не исключено. Помогите советом, ведь вы лучше знаете своего ребенка. В конце концов, обратитесь к психологу за консультацией.

 

                        Консультация для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду»

Замечено, что тяжелее привыкнуть к жизни в группе тем детям, с которыми практически безотрывно дома сидела мама. Поэтому за несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней. Это будет своеобразный "тренинг расставания с мамой" перед детским садом.

Привыкаем постепенно

Первое время, и об этом вам скажут педагоги и воспитатели, ребенок должен находиться в саду 1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день.

Приведенные здесь цифры — это минимум. Некоторые дети в силу своих индивидуальных особенностей могут адаптироваться к новому образу жизни и дольше.

В некоторых учреждениях малышам разрешают находиться в период адаптации вместе с мамой.

"Если вы имеете возможность (не ходите пока на работу, например), подходите к адаптации ребенка в садике спокойно и терпеливо. Это может занять не две недели (как правило, так говорят работники детских садов), а два месяца. В это время вы вместе с малышом будете „погружаться“ в новый этап его жизни. Ходите вместе с ним в детский сад, оставайтесь на некоторое время с ребенком в группе, забирайте в первые дни, когда он захочет ", - говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.

Обеспечиваем психологический комфорт

Еще до посещения детского учреждения следует объяснить ребенку, что такое детский сад. А еще лучше — наглядно показать. Сходите туда вместе с малышом, посмотрите на ребят во время прогулки. Расскажите, что еще они делают в саду (играют, обедают, спят, поют песенки), и как это интересно.

Можно поиграть с ребенком "в садик": взять разных кукол и распределить между ними роли: кто-то из них будет воспитателем, кто-то малышом, кто-то родителем. Утром взрослые отводят детей в садик. Там ребята играют, едят, спят, гуляют. А вечером мама обязательно забирает их домой. Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с малышом бесконечное число подобных игр: можно "показывать в лицах" ситуацию на куклах, членах семьи, рассказывать сказки собственного сочинения "о том, как одна девочка пошла в детский сад, и там ей было очень весело".

Когда отводите малыша в группу, старайтесь не показывать ему свое волнение, которое у вас обязательно возникнет. При расставании будьте спокойны, но тверды. Обязательно скажите, когда вы за ним придете (а то он, не дай Бог, решит, что его оставили с чужой тетей навсегда) и укажите время прихода в доступной для его понимания форме. Например: "я приду за тобой, когда ты пообедаешь", "когда ты вместе с ребятами пойдешь гулять". Помогает преодолеть стресс расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия, возможность посмотреть на маму из окна). Если малыш слишком болезненно реагирует на прощание, поручите отводить ребенка папе или бабушке.

Встречая ребенка, спрашивайте, как он провел день, что делал, во что играл. Вместе обсуждайте события, произошедшие за время вашей разлуки. Хвалите его за успехи, давайте советы, если считаете, что он поступил неправильно. Малыш в этом случае будет знать, что проблему, возникшую в садике, родители всегда помогут решить. Он будет чувствовать, что в сложных ситуациях не одинок, ему есть на кого положиться.

"Отдавая ребенка в садик, родители должны понимать важность этого события, как для малыша, так и для их отношений с собственным чадом. Разговаривайте и обсуждайте с малышом свои позитивные переживания и ощущения по поводу садика, оказывайте поддержку и хвалите за новые достижения! В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика погулять. Ребенок получит новые впечатления и отвлечется от негативных переживаний. Побалуйте его чем-нибудь приятным
 

 

Наш дружный коллектив на педагогическом совете